История университета

С

ОИИМФ, 1947 г.

момента своего основания Одесский национальный морской университет остается единст-венным в своем призвании, назначении, в организационной структуре, многотрудной и славной истории, которую создают десятилетиями ее преподаватели и выпускники. Наше высшее учебное заведение и сегодня известно в Украине и за ее пределами. Однако, вопреки незначительному по сравнению с известными национальными универси-тетами возрасту, ОИИВТ-ОНМУ по праву занимает первое место в рядах основателей инженерно-морского образования. Заглядывая за многолетний отрезок прошлого, представляем короткий очерк основных исторических этапов, пройденных коллективом нескольких поколений ученых и сотрудников ОИИВТ-ОНМУ — людей, которые прославили наше учреждение, отождествляя себя с ним.

ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ

Институт благородных девиц, 1890 г.

Нужды народного хозяйства СССР и Советской Украины, вызванные бурным развитием сети водного (речного и морского) транспорта, внутренних и внешних грузоперевозок привели к необходимости образования Одесского института водного транспорта (далее — ОИВТ, ОИИВТ, ОИИМФ, ОНМУ). Решение о его учреждении в Украине сначала было принято 9 января 1930 г. на конференции Народного комиссариата путей сообщений (далее — НКПС) УСCР, а со временем уже конкретнее этот вопрос рассматривался на специальном совещании, которое состоялось 13 апреля 1930 г. Среди участников совещания, ставших основателями «Водного» (так институт назвали в народе, и до сих пор эта традиция сохраняется) были: глава Центрального управления кадрами НКПС, руководство партийного комитета и профсоюза водников, директор Одесского политехнического института, заведующие отделениями судостроительного факультета ОПИ, будущие руководители факультетов создаваемого учреждения — В. С. Дышкант и Б. Л. Николаи, а также профессора В. А. Лаптев, В. Э. Найденов и другие.

Профессорско-преподавательский состав, 1930 г.

В процессе подготовительной работы было запланировано основание на базе судостроительного факультета Одесского политехнического института Одесского института инженеров водного транспорта, который состоял вначале из трех факультетов: судомеханического, гидро-технического и эксплуатационного. Объявление в печати о наборе студентов в созданное учреждение было представлено 20 апреля, а учебный процесс планировалось начать 15 мая того же года. После решения вопросов распределения учебных корпусов и лабораторий было издано Постановление РНК УССР от 12 июня 1930 г., подписанное главой республиканского правительства В. Чубарем, о создании ОИИВТ. Новообразовавшееся учебное заведение осталось в стенах бывшего дореволюционного трехэтажного сооружения — Института благородных девиц, построенного в 1859 г. по проекту архитектора А. Шашина.

В. С. Дишкант, директор ОИИВТ (1930–1931)
М. Д. Демидов, директор ОИИВТ (1932–1936)

Из Одесской политехники в ОИИВТ были переведены студенты старших курсов соответствующих специальностей, а в конце 1930 г. созданы еще экономический и кораблестроительный факультеты. Институт подчинялся НКПС республики. На время открытия учреждения на его пяти факультетах училось свыше 1600 студентов. Первым директором института с ноября 1930 года был назначен Василий Степанович Дышкант, который уже имел за плечами незаурядный жизненный и профессиональный опыт.

С марта 1932 г. по сентябрь 1936 г. институт возглавлял 28-летний Михаил Дмитриевич Демидов, который организовывал работу с полной отдачей и энтузиазмом. Уже к 1934 году институт невозможно было узнать: это была кузница, где готовили и закаляли кадры для морского флота. Интересен такой исторический факт: по приказу Народного комиссариата водного транспорта 1934 г. за образцовую организацию работы ОИИВТ и высокие личные результаты директор Демидов был награжден легковым автомобилем «Ford».

Студенческий билет, 1938 г.

В это время была организована колоссальная научная работа, которая сосредоточивалась вокруг Научно-исследовательского института аспирантуры (НДИА). В 1934 г. был введен в эксплуатацию исследовательский бассейн, на протяжении двух лет созданы лаборатории: сваривания, химическая, рентгеноскопическая, электротехническая, гидравлическая, теплотехническая и проч. В целом коллектив института открыл два десятка исследовательских и учебных лабораторий, которые возглавляли выдающиеся ученые. Среди них: профессор Г. К. Суслов — ведущий специалист в области механики; 22-летний профессор Ф. Р. Гантмахер — теоретик реактивных снарядов, лауреат Государственной премии; профессор Г. Бекк — ученик и последователь всемирно известного ученого Нильса Бора; профессор Г. Е. Павленко — выдающийся специалист в области теории и архитектуры корабля, со временем академик НАН Украины; член-корреспондент АН УССР Н. Г. Чеботарев, академик НАН Украины М. Г. Крейн и другие. В целом в довоенные годы институт выполнил около тысячи научных проектов и разработок. 

ВОЙНА

На строительстве противотанкового рва, 1941 г.

Начало войны было воспринято преподавателями и студентами института с огромным проявлением самопожертвования, желанием быстрее отправиться на фронт. Временами выступления на митингах и собраниях были лишены осознания реалий и трагедийности военного времени. Когда нависла угроза окружения Одессы, при институте была создана рота истребительного батальона, которой командовал преподаватель В. Ф. Кравчук. А в тяжелые дни обороны, когда потери кадровых дивизий защитников Одессы достигли 30% личного состава, 700 сотрудников и студентов института записались в дивизию народного ополчения. Среди них были Я. Белаковский, С. Каменский, Е. Карпенко, В. Загорученко и другие. В окруженной Одессе, чтобы спасти жизнь раненых красноармейцев и краснофлотцев, 234 студента ОИИВТ стали донорами. Из десятка девушек, которые прошли курсы сандружинниц и медицинских сестер и пошли на передовую, были З. Аносова, С. Ревенко, Т. Бурзак, М. Списовская, К. Вичлинская. Студенты принимали участие в рытье окопов и траншей на подходах к Одессе (возле станции Выгода), в создании баррикад на случай уличных боев, с утроенной энергией работали в порту, эвакуируя население, оборудование и культурные ценности.

Карточка на питание, 1944 г.

Летом 1941года 45 студентов по ускоренному плану (иногда до 3-х часов ночи!) защитили дипломные проекты и на утро уже дипломированными инженерами были направлены на фронт. По распоряжению Наркомата морского транспорта институт было запланировано эвакуировать в Ростов-на-Дону, а со временем — в Махачкалу. В начале августа 1941г. начался трудный и долгий путь на восток, который длился более двух месяцев. После нелегких испытаний, организационных, бытовых, климатических и моральных, конечным пунктом назначения стал Самарканд. На опаленной солнцем узбекской земле ОИИВТ, возглавляемый директором В. Д. Земсковым, выполнял главную свою задачу — готовил инженерно-эксплуатационные кадры, в которых так нуждался фронт.

Освобождение Одессы войсками 3-го Украинского фронта сделало возможным возвращение в родной город эвакуированных преподавателей и студентов ОИИВТ (с 1944 г. переименован в Одесский институт инженеров морского флота — ОИИМФ). На плечи студентов-водников легло трудное бремя восстановления Одесского порта, причалов, судоремонтных заводов. В этом деле принимали участие почти 10 тыс. молодых людей, среди них — и студенты «Водного», которые отрабатывали по 20, 30, 40 часов.

Выпускники ОИИВТ, капитаны:
А. С. Ротенберг, А. Б. Зильберштейн,
В. С. Ротенберг

Студенческие бригады и академические группы отправлялись в села для сбора урожая и скирдование сена, отгрузки зерна в тыл и на фронт. Шефство над госпиталем № 3923, обеспечение его мебелью, бельем, книжками и другими вещами было проявлением заботы студентов института о раненых фронтовиках. В общей сумме 11,3 млн. руб., собранных в конце 1944 г. молодежью Одесчины для строительства торпедных катеров «Одесский комсомолец», были средства, внесенные студентами и преподавателями ОИИМФа. Институт постепенно входил в послевоенную жизнь.

Осенью 1944 г. начались занятия, и к лекторским кафедрам вернулись профессора и доценты В. Лаптев, П. Миняев, Б. Николаи, Г. Павленко, Т. Ковалев,  В. Твердый, А. Старосельский и другие, продолжили обучение 615 студентов І–ІІІ курсов. Профессорско-преподавательский корпус составлял 104 человека, из них шесть профессоров и 33 кандидата наук. Горькая боль утрат, которую оставила война, постепенно уходила со временем и с кропотливой работой.

ГОДЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Студгородок

Послевоенные годы знаменовались восстановлением и развитием транспортной сети страны, началом строительства судостроительных и судоремонтных заводов, портов, которые испытывали колоссальную потребность в кадрах, что и определило место и роль ОИИМФа в подготовке качественных специалистов морской и береговой инженерной квалификации. Приказом Народного комиссара водного транспорта от 6 октября 1944 г. заместитель директора института в эвакуации О. В. Будницкий был назначен директором института, и в этой должности проработал до конца августа 1950 г. Будучи первым директором с ученой степенью кандидата технических наук, он принимал участие во многих оригинальных проектах. В частности, в создании первого советского лайнера, спроектированного по заказу НКВТ, за который авторы получили вторую Государственную премию. Им был разработан глиссер для морской базы и землечерпалки для Куяльницкого лимана, спроектированы скалодробилки на р. Енисей в Сибири. Летом 1945г. коллектив института праздновал 25-летний юбилей Одесского института инженеров морского флота (исходя от учреждения в политехническом институте кораблестроительного факультета). К тому времени институт подготовил свыше 3 тыс. специалистов, из них 500 инженеров — в период Великой Отечественной войны. 

В послевоенном 1945 г. в институте, кроме трех уже имеющихся, были открыты и новые факультеты: механизации портов, гидротехнический и экономический. Возрастало и количество кафедр — их было 27. По сравнению с первым послевоенным годом увеличился студенческий контингент. Если в 1945 г. училось 782 студента, то через пять лет — вдвое больше. С 1950 г. коллектив института начал подготовку инженерно-морских и экономико-управленческих кадров для стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Строительство учебного корпуса

За первое послевоенное десятилетие возросло количество и качество профессорско-преподавательского состава института. Состоянием на 1955 г. в ОИИМФе преподавали 11 докторов наук, свыше 30 кандидатов технических наук, 28 старших преподавателей и 72 ассистента. Научная работа коллектива ОИИМФа была направлена на реализацию народнохозяйственных проектов для Главморпорта, Главморстроя, Черноморского морского пароходства, судоремонтных заводов № 1 и № 2, завода Январского восстания, управления Одесского порта.

1960–1980-ые: ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

В 1960 г. период научно-исследовательского подъема института начал новый ректор — профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки УССР А. А. Костюков. Его научная деятельность была направлена на решение практических задач производства. За многолетнюю научную работу «Теория корабельных волн и волнового сопротивления» он был удостоен премии имени академика А. Н. Крылова. Среди выдающихся ученых института значительных успехов достигли: член-корреспондент АН УССР, профессор В. П. Цесевич, известный математик и астроном; заслуженный деятель науки УССР профессор Ю. Я. Фомин — специалист в области двигателей внутреннего сгорания; академик НАН Украины, профессор В. И. Махненко, выдающийся ученый в области кинетики и автоматизации металлургических процессов, теории сваривания, математического моделирования.

Главный корпус, 1974 г.

Со второй половины 1960-х гг. приоритетное развитие приобретает внедрение вычислительной техники, создаются исследовательские лаборатории, изменяются учебные программы. Студенты проходят учебно-ознакомительные практики на предприятиях и в портах СССР, а также в загранрейсах на пассажирских и торговых судах. 

С назначением в 1971 г. ректором профессора Н. И. Коваленко обновляется материально-техническая база ОИИМФа, вводится в эксплуатацию новый 9-этажный учебный корпус. В 70–80-х годах институт вошел в новую фазу своего развития — налаживание международных связей с Болгарией, Кубой, Финляндией, Югославией и другими странами. В 1978 г. ОИИМФ был награжден орденом «Дружба» Республики Вьетнам.

В конце 70-х гг. в институте уже работало 15 докторов и 105 кандидатов наук, это более 40% от общего количества научно-педагогических кадров. Активизировалась фундаментально организованная преподавателями ОИИМФа студенческая научная работа. За период 1970–1979 гг. 80 студенческих работ были отмечены медалями, грамотами и премиями. 

В июле 1979г. институт возглавил бывший его выпускник — доктор технических наук профессор В. О. Загоруйко. В это время научно-исследовательская работа ученых института имела высокий экономический эффект — реализация 50 научных разработок обеспечила 2 млн. руб. прибыли. При институте работали разнообразные научно-теоретические семинары — по строительной механике (проф. Я. Л. Нудельман), термодинамике (проф. Я. З. Казавчинский, проф. В. А. Загорученко), теории машин и механизмов (проф. В. И. Небеснов), дискретной математике (проф. А.А.Зыков). За большие успехи в подготовке высококвалифицированных кадров для морского транспорта страны в 1984 г. коллектив ОИИМФ был награжден орденом Трудового Красного Знамени и Почетной грамотой Президиума Верховного Совета УССР. 

О. О. Костюков, ректор ОИИМФ (1960–1971)
М. Г. Коваленко, ректор ОИИМФ (1971–1979)
В. О. Загоруйко, ректор ОИИМФ (1979–1989)
Ю. Л. Воробьёв, ректор ОИИМФ (1989–2003)

В сложных условиях конца 80-х — начала 90-х годов прошлого столетия институт выжил. Вопреки финансово-экономическим и кадровым трудностям, возглавляемый доктором технических наук, профессором Юрием Леонидовичем Воробьевым, институт одним из первых высших учебных заведений на постсоветском пространстве внедрил новую многоступенчатую образовательную систему европейского образца с рейтинговой методикой контроля знаний студентов. В 1994 г. ОИИМФ был аккредитован МОН Украины как вуз ІV уровня. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 29 августа 1994 г. институт переименован в Одесский государственный морской университет, а Указом Президента Украины от 26 февраля 2002 г. ему был присвоен статус национального. Так был отмечен многолетний и весомый вклад коллектива университета в развитие морехозяйственной сферы Украины, стран СНГ и других государств. Университет подготовил свыше 40 тыс. специалистов для Украины и 64 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ

Подписание Болонского соглашения, 2007 г.

В первое десятилетие третьего тысячелетия Одесский национальный морской университет вошел с колоссальным научно-преподавательским потенциалом — на 31 кафедре сейчас работает 480 преподавателей, из них 35 докторов, 52 профессора, 162 кандидата наук и 128 доцентов.

В 2003 г. ректором ОНМУ стала доктор экономических наук, профессор Ирина Владимировна Морозова. 

Сертифицированный согласно Между-народному стандарту ІСО 9001:2008 и уникальный в своем роде университет активно движется вперед, ищет новые методы и реализует прогрессивные методики подготовки современных специалистов для нужд Украины (как морского государства) и заграничных государств. Университет каждый год инициирует и проводит международные научные конференции, как в областях морского транспорта, так и в гуманитарной сфере. 

Международная конференция

Выпускниками университета были выдающиеся люди, Герои Социа-листического Труда — Министр морского флота СССР Т. Б. Гуженко и начальник Черноморского морского пароходства А. Е. Данченко. Недавно за вклад в развитие морской отрасли страны их имена были увековечены на мемориальных досках, которые размещены на университетских фасадных колоннах. Эти выдающиеся специалисты — в памяти уже нескольких поколений «водников».

Прославили имя ОНМУ также его известные выпускники: бывший начальник порта «Южный», полный кавалер ордена «За заслуги» В. Г. Иванов; народные депутаты Украины, Герои Украины С. К. Стребко и Н. П. Павлюк, известный писательсатирик, народный артист Украины М. Жванецкий и артист-сатирик В.Ильченко, заслуженный артист Украины, солист Киевской оперы Г. Красуля, поэтесса Л. Забашта и многие другие, которые не вошли в этот перечень, но тем не менее, вне всякого сомнения, своими достижениями заслуживают быть упомянутыми на этих страницах.

Go to top